Особенности формирования украинского рынка меда

Уровень цен на мед, состоящие в агроформированиях по всем каналам реализации, зависит от объема предложения, структуры сбыта, платежеспособности потребителей, сезона продаж. Несмотря на существенные колебания, в рассматриваемом 9-летнем периоде имеет место общая тенденция повышения реализационных цен, чему способствовал рост спроса, доходов населения, удорожание ресурсов и услуг и инфляционные сдвиги. При этом наибольший рост цен произошел в процессе продажи меда пайщикам в счет арендной платы за землю и имущественные паи (на 79,3%) и населению в счет оплаты труда (на 73,6%), тогда как по всем каналам сбыта их уровень повысился на 67,1%, а при реализации продукта на рынке, через собственные магазины, ларьки и палатки - на 60.8% и по другим каналам - на 59.9%.

Однако в 2006 г. наблюдалось заметное снижение этих цен по сравнению с 2005 г. В частности, по всем каналам сбыта они снизились на 4,5%, а за отдельными векторами продажи - на 2,0 - 6,7%, что, вероятно, является следствием временного доминирование предложения над спросом. В 2007 г. упомянутые цены остается практически на уровне 2006 г.

Следовательно, изменения в ценовой ситуации относительно меда, реализуемого аг-ропидприемствамы, вызванные рядом факторов: незбалан-сованистю спроса и 'предложения, уровнем доходов потребителей, инфляционными ожиданиями, существенным Подорожанием кормового сахара, энергоносителей, транспортных услуг и т.д. Под влиянием этих факторов будет происходить также и дальнейший рост реализационных цен на мед.

Для розничной реализации меда в 2000-2008 pp. характерен сбыт крупнейших его объемов на городских рынках и через торговую сеть. Основными продавцами продукта здесь являются владельцы личных хозяйств (или их объединения), которые своим предложением определяющим образом формируют уровень розничных цен на мед.

Ежемесячные колебания этих цен связаны с сезонностью производства меда, соотношением спроса и предложения, уровнем стоимости ресурсов и услуг, формированием доходов населения, инфляционными факторами. За исключением некоторых месяцев отдельных лет, в рассматриваемом 9-летнем периоде прослеживается общая тенденция ежемесячного ценового роста. Например, за 2000-2008 pp. розничная цена январе выросла в 2,61 раза, июньская - в 2,77 раза, а декабрьская-в 3,12 раза. Сезонность в уровнях розничных цен не всегда выражена рельефно. Однако почти во все исследуемые годы относительно высокий уровень этих цен наблюдался в осенне-зимний период, тогда как в сезон массового медосбора иногда происходит определенная их стабилизация, а иногда даже некоторое относительное снижение, что обусловлено наращиванием объема предложения и ростом конкуренции на внутреннем рынке. Исключение составляет 2007 и 2008 pp, когда розничные цены резко выросли и в летние, и в осенне-зимние месяцы, что вызвано приближением экономического кризиса и всплеском инфляции.

Выводы:

Рынок меда в 2000-2008 pp. характеризуется постепенным наращиванием объемов общего предложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Опубликовано 13 Февраль 2010 в рубрике 3

Дополнительный материал по этой теме:


Новое на сайте:

2009-2025 © журнал "Прополис". Все права защищены.
Перепечатка или любое другое коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.