Медоносные пчелы (8)

лы, возвратившиеся со взятком: во-первых, быстрое колеба­тельное движение (сотрясение) всего тела, производимое пчелой, взобравшейся на другую; во-вторых, быстрое колеба­тельное движение брюшка из стороны в сторону, сопровож­даемое бегом по прямой, без поворота в стороны.

Многочисленные исследования последних лет пополнили имеющиеся сведения о танцах пчел и их биологическом зна­чении. В сводке В. Милама (1955 г.) описаны 15 различных фигур танца, наблюдавшихся разными авторами.

Говоря о средствах общения между пчелами, В. Милам высказывает мысль, что оно может осуществляться при помо­щи не только «языка телодвижений» (танцев), но также пу­тем слухового восприятия, хотя считается, что пчелы «глухи».

Имеются материалы, не позволяющие совсем выбросить это предположение. А. Ханссон, используя современную технику записи звуковых колебаний, провел ряд опытов, в которых за­писал на пленку «тюканье» и «кваканье» (перекличку молодых

маток в роевую пору), а затем передал записанные звуки по телефону в улей, где они были восприняты пчелами. Об этом свидетельствовал тот факт, что движение всех пчел в улье мгновенно приостановилось. Точно так же, если провести влажным пальцем по стенке стеклянного улья, движение пчел немедленно прекратится на 2—3 секунды; они замрут в той позе, в какой их застал звуковой сигнал — скрипящий звук. (В данном случае сигналом может быть и вибрация стекла.) Весьма поучителен опыт передачи по телефону сиг­налов пчелам разных генераций (молодым и прошлогодним), собранным в разных ульях. В последнее время получены, кроме того, доказательства, что пчелы производят и восприни­мают ультракороткие звуковые колебания, свыше 40 000 коле­баний в секунду, недоступные слуху человека.

Уместно напомнить, что у пчел и других насекомых имеют­ся органы чувств с не установленными пока функциями. К числу их относится, например, так называемый «джонсто-нов орган», находящийся во втором сегменте усика. Он состо­ит из пучка хордотональных волосков, футляром окружающих нерв усика. Его рассматривали как орган слуха, бо это еще не доказано. Существует мнение (Снодграсс), что джонстонов орган может воспринимать самые слабые движения воздуха.

Таким образом, телодвижения, получившие название тан­цев, являются, возможно, не единственным средством сигнали­зации у пчел. С другой стороны, ряд телодвижений танцую­щих пчел определенно .не связан с сигнализацией о появле­нии взятка. Известный знаток и исследователь пчел Микола Хейдак впервые описал в чехословацком пчеловодном журна­ле (1929 г.) «трясущийся» танец, при котором рабочие пчелы вибрирующими движениями тела приглашают других пчел почистить их. Описаны и другие случаи танца, пока еще не получившие объяснения.

Бурные танцы нескольких пчел, из числа уже сплотивших­ся в «зимний клуб» (в стеклянном улье), сразу после того. как он был освещен 60-ваттной электрической лампой с реф­лектором, впервые зарегистрированы И. А. Халифманом (Гор­ки Ленинские, октябрь  1949 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Опубликовано 21 Март 2010 в рубрике Исторические статьи

Дополнительный материал по этой теме:


Новое на сайте:

2009-2024 © журнал "Прополис". Все права защищены.
Перепечатка или любое другое коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.