Медоносные пчелы (8)

По первоначальным наблюдениям К- Фриша, пчела, воз-зратившись в улей с нектаром, передает корм пчелам-прием­щицам и, освободившись от груза, начинает нечто вроде кру­гового танца. «Быстрыми шагами, припрыгивая, пчела опи­сывает узкие круги на том месте сотов, где перед тем сидела. При этом она постепенно меняет направление кругового дви­жения, поворачиваясь то направо, то снова налево, и таким образом, двигаясь то в одну, то в другую сторону, описывает один или два круга. Этот танец происходит в самой гуще пчел и особенно интересен и замечателен тем, что заражает окру­жающих; пчелы, сидящие ближе других к танцовщице, начи­нают вприпрыжку двигаться за ней и стараются касаться усиками ее брюшка; они повторяют все ее повороты, так что танцовщица в своих стремительных движениях как бы тащит за собой, целый хвост пчел. Это кружение длится несколько се­кунд, полминуты или целую минуту, затем ^танцовщица вдруг прекращает его и, освободившись от своей свиты, начинает,

иногда в другом месте сотов, тот же танец. Затем она внезап­но направляется к выходу, летит снова к месту корма и, вер­нувшись    с     грузом,     повторяет    то     же     представление»

(К- Фриш).

Дальнейшими наблюдениями обнаружено, что пчелы сви­ты, возбужденные движениями пчелы-танцовщицы, вылетают из улья и присоединяются к другим пчелам, собирающим корм. Вернувшись домой, эти «мобилизованные» пчелы в свою очередь танцуют. Чем больше танцовщиц, тем больше пчел слетается к источнику корма. «Наличие связи здесь не­сомненно. Танец оповещает улей о нахождении богатой добы­чи», — делает вывод К. Фриш.

Кроме кругового танца, биологическое значение которого заключается, по новейшим данным, в том, что пчелы опове­щаются об имеющемся поблизости источнике взятка, Фриш открыл и описал «виляющий» (или иначе — восьмерочный) танец. При этом танце пчела пробегает небольшой полукруг, делает резкий поворот назад и бежит по прямой к исходному пункту, затем описывает второй полукруг в противоположную сторону так, что он составляет вместе с первым полный круг, снова возвращается по прямой к исходному пункту и продол­жает кружить на том же месте. «Полукруг налево, по пря­мой — назад, полукруг направо, по прямой — назад, полу­круг налево и т. д.».

Пробегая по прямой, пчела делает быстрые колебательные движения брюшком, в связи с чем этот танец и назван «виля­ющим». Как выяснилось, он служит сигналом о взятке, на­ходящемся сравнительно далеко от улья.

Последующие исследования привели К- Фриша к выводу, что характер танца закономерно связан с направлением и расстоянием источника пищи от улья. Если это расстояние меньше примерно 100 метров, то сборщицы производят круго­вой танец; если больше, то виляющий. Чем дальше источник пищи от улья, тем меньше кругов совершает танцующая пче­ла. При расстоянии 100 метров она делает 9—10 полных кру­гов за единицу времени (15 секунд), при расстоянии 200 мет­ров — 7 кругов, при 1 000 метров — 4,5, при 6 000 метров — 2.

Подробности купить шины bridgestone тут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Опубликовано 21 Март 2010 в рубрике Исторические статьи

Дополнительный материал по этой теме:


Новое на сайте:

2009-2024 © журнал "Прополис". Все права защищены.
Перепечатка или любое другое коммерческое использование материалов сайта возможно только с разрешения редакции.